суббота, 17 сентября 2016 г.

Мамам читающим ч.2 (Read-лист для читающих мам)

Мамам читающим ч.2 // Марина Магомедова

Эту часть начну с пояснения, почему я читаю. Нередко приходилось встречаться с позицией: «зачем нужны эти теории, книги, чужие мысли, если это естественное родительство, значит, мама знает лучше, инстинктивно принимает верные решения» (при этом статьи и паблики всоц.сетях активно читаются, а книги отдают академизмом и игнорируются). Это верно и в то же время неверно:
Наш мозг настолько засорён рекламной, пропагандистской информацией, что этот пресловутое материнское чутьё просто тонет в окружающем фоновом шуме.
К тому же, подсознательно мы усваиваем модель воспитания, в которой растили нас самих, а хотим ли мы это повторять? Лично я — далеко не всегда, и расхожая мысль «мы же выросли, всё нормально» для меня не аргумент.
Именно поэтому мне так нужны книги (на самом деле не только мне, для чего я собственно  пишу и делюсь с вами) – вместо позитивного опыта поколений, вместо действий методом проб и ошибок, именно поэтому я обращаюсь к авторитетным авторам, которые основывают свои работы на идеях естественного родительства и теорию привязанности. О второй категории как раз будет эта статья. 
Если говорить кратко, привязанность — это такая эмоциональная связь, которая заставляет ребёнка хотеть быть со своим взрослым, искать у него утешения, защиты и заботы. И со стороны взрослого эта же эмоциональная связь заставляет его быть ответственным, заботиться о ребёнке, думать о нём, держать его в поле зрения, тосковать без него и беспокоиться о нём, если он исчезает из виду.
Джон Боулби «Привязанность»

Именно Боулби впервые осознал и сформулировал, что быть рядом со своим взрослым – отдельная и очень значимая потребность маленького ребёнка, и в разлуке он страдает. Он первым увидел эволюционную суть привязанности – как программы, обеспечивающей эмоциональную связь между ребёнком и взрослым, буквально «привязывающей» их друг к другу, чтобы ребёнок не остался один и не пропал. Присутствие «своего» взрослого само по себе означает для ребёнка защиту и покой, ему нужна мама как таковая, а не только её грудь или руки, что-то для него делающие. Казалось бы, такая естественная мысль, но её пришлось отстаивать в ожесточённых спорах.
Плач подобен сигналам бедствия у других видов; он обеспечивает родительскую помощь в трудные минуты. Улыбки также вызывают у родителей желание быть рядом с ребёнком, пробуждая в них любовь и заботу. Тем самым, мы видим, как дети могут быть запрограммированы от рождения подавать сигналы и жесты, которые обеспечивают близость к родителям и упрочивают узы любви с ними. Он описал такие фазы привязанности, которые проходит ребёнок в своём развитии с описанием типичных действий и реакций:

  • неразборчивая реакция на людей (с рождения до 3 месяцев);
  • фокусирование внимания на знакомых людях (3-6 месяцев);
  • интенсивная привязанность и активный поиск близости (от 6 месяцев до 3 лет);
  • партнерское поведение (3 года – окончание детства).
  • Надёжно привязанные младенцы (securely attached infants).
  • Неуверенные, избегающие младенцы (insecure-avoidant infants).
  • Неуверенные, амбивалентные младенцы (insecure-ambivalent infants).

Родители могут принести больше пользы, утверждают Эйнсуорт и Боулби, если будут давать детям возможность следовать их собственным интересам. Часто родители могут это делать, просто оказываясь доступными для ребенка, обеспечивая его надежной отправной точкой в его исследованиях.
Книга «Не упускайте своих детей» побуждает иначе взглянуть на многие, кажущиеся естественными в современном обществе, моменты: важность детской социализации (вне семьи), необходимость детских садов и т.п. Она помогает выстроить модель отношения со своими детьми так, чтобы духовные связи между родителями и детьми не рвались с выходом их во внешний мир.
За то, что ты дочь,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В. Берестов (предисловие к книге «Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка»)
«Многие родители ее уже прочли и уверяют, что оно работает. Да, оно работает. Если вам срочно нужна помощь, если вам с ребенком стало трудно, можно начать с неё», — пишет Людмила Петрановская.
Про привязанность она пишет очень доступно, разъясняя на живых близких российскому читателю примерах, планомерно донося мысль об огромной важности того, чтобы родители понимали, что такое привязанность, что она означает и как она работает. Почему дети ведут себя так, почему сначала не боятся чужих, а потом просто шарахаются от незнакомого дяди. Какие кризисы могут прийти в каждом возрасте, и как это усугубляет расстройство привязанности или переориентировка с родителей на ровесников. Почему важно не только «привязать», но и вовремя «отпустить» ребёнка. И как сохранять хорошие, крепкие, доверительные отношения с уже взрослыми и независимыми детьми.

Основатель теории привязанности английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби работал с детьми, живущими в сиротских приютах. Он замечал, что дети без должной опеки, любви и заботы родителей вырастают во взрослых, неспособных любить и заботиться о других. Позже он занимался детьми, которых разлучила с родителями Вторая Мировая война: их отправляли в эвакуацию из английских промышленных городов, подальше от бомбардировок.
Дети там, несмотря на безопасность, хороший уход и питание, были подавлены, стали чаще болеть, нежели живя под постоянной угрозой падения бомбы и в плохих жизненных условиях, но будучи рядом с родителями.
Тогда он стал изучать поведение не только сирот в детских домах, но и детей, оторванных от родителей на какое-то время, и обратился для этого к методам и понятиям этологии (науке, изучающей генетически обусловленное поведение, инстинкты животных и людей).
«Младенцу неотъемлемо присуща потребность прийти в соприкосновение с человеком и привязаться к нему.  Потребность в объекте привязанности независима от потребности в пище, потребность в объекте является такой же первичной, как и потребности в питании и тепле» – писал Боулби в 1958 году, что было настоящей революцией в умах на то время!
Основным трудом является «Привязанность» (в оригинале трилогия «Attachment and Loss trilogy»: «Attachment», «Separation: Anxiety and Anger», «Loss: Sadness and Depression»). Также важные его работы: «Создание и разрушение эмоциональных связей», «Материнская забота и психическое здоровье» и другие.
До вышеуказанных трудов плач младенцев рассматривали всего лишь как проявление инфантильности, а их улыбки — как повод для умиления. Но Боулби помог понять, как эти и другие модели поведения способствовали выживанию нашего вида.
 Классические эксперименты ученицы и соавторки Боулби – Мэри Эйнсворт – построены на том, что малыш ненадолго остается без матери в незнакомой комнате с незнакомым человеком – она выходит, и возвращается спустя некоторое время. То, как по-разному остро переживают дети эту ситуацию, связано с качеством их привязанности к матери, с тем, считают ли они мать источником защиты и поддержки и уверены ли в ней. На основе этого эксперимента, названного «Незнакомая ситуация», было выведено три паттерна человеческой привязанности:
 Помимо заботы, детям необходима и свобода, считали коллеги: «В последние годы многие родители нашли новый способ вмешательства. Они обеспечивают своих младенцев и начинающих ходить детей всевозможными видами ранней стимуляции, от развивающих картинок до компьютеров, в попытке ускорить интеллектуальное развитие своих детей. Подобное поведение родителей нездорово, поскольку оно отнимает у ребёнка слишком много инициативы».
После того, как были очерчены основные положения теории привязанности, когда о них стали писать книги и снимать фильмы, после знаменитого доклада Боулби в английском парламенте, в котором он обобщил свои исследования, доклада, переведённого на десятки языков мира, стало меняться отношение к детям и их потребности быть вместе со своими родителями.
Это очень сильные мысли и значимые работы, особенно для своего времени. Желающим глубоко изучить теорию привязанности ознакомиться с ними, безусловно, стоит. Но, к сожалению, книги Джона Боулби носят скорее научный характер и написаны терминологией для специалистов, поэтому рядовому родителю могу быть трудны для восприятия. К счастью, есть много его последователей, о которых далее.
 Гордон Ньюфелд, Габор Матэ «Не упускайте своих детей» (сотоварищи)
Книга канадского психолога Гордона Ньюфелда в соавторстве с педиатром Габором Матэ «Не упускайте своих детей» написана также о проблемах в формировании привязанностей, она посвящена детям, которые подпадают под слишком сильное влияние сверстников, поскольку их привязанность к родителям недостаточно глубока и надёжна.
Ньюфелд — один из ведущих экспертов в области теории привязанности и психологии детско-родительских отношений, автор «альфа-родительства» (стиль воспитания детей «заботливая альфа» подразумевает отношения на основе крепкой иерархичной привязанности, где старший доминирует и заботится, берёт на себя ответственность и пользуется естественным авторитетом, а младший – зависит, получает заботу и защиту, а в ответ следует и слушается).
Ньюфелд отмечает, что дети сейчас ориентированы на ровесников, а не на родителей и других старших, хотя это противоречит всем принципам выживания людей, как вида. Они не доверяют родителям, не делятся с ними переживаниями и вообще как бы отделяются, а причина этому — плохая привязанность, которая была нарушена ещё в младенчестве.

Это – то, как быть не должно, и поэтому даже подзаголовок книги обозначен как: «Почему родители должны быть важнее, чем ровесники». Как избежать нарушения привязанности и переориентировке детей на сверстников и построить стиль воспитания «заботливой альфы» вы найдёте в этой книге.
У Ньюфелда также много учеников и последователей, есть даже целый Институт Ньюфелда (http://neufeldinstitute.org/), выпускники которого также пишут о привязанности, разбирают теорию подробно и упрощают некоторые моменты, возможно, сложные в оригинальном труде Ньюфелда. Одной из таких книг является книга «Понимать детей. Путеводитель по теории привязанности Гордона Ньюфелда» преподавательницы и директрисы немецкоязычного учебного отдела Neufald Institute Дагмар Нойброннер. Это краткий и ёмкий обзор модели привязанности, написанный в доступной и структурированной форме. В конце каждой главы есть лаконичное заключение, сама книга написана без лишних теоретических отступлений, в ней много реальных примеров из жизни, понятные иллюстрации, а чего стоит одна только обложка, оформленная чудесной Таней Русситой!
Также, в свободном доступе (например, на сайте, посвящённом альфа-родительству http://alpha-parenting.ru/) есть брошюра Ольги Писарик «Привязанность – жизненно-важная связь», сборник статей, написанных на основе курса Гордона Ньюфелда «Жизненная связь» (Gordon Neufeld «The Vital Connection»), где кратко обрисованы понятия «заботливая альфа», «круг (или деревня) привязанности», уровни привязанности и условия для формирования правильных иерархичных отношений. Дополнительно есть рассуждения о детских садах, их системе и необходимости их для воспитания детей, а также «идеальная модель» детского сада, по мнению самой Ольги. Эту небольшую книжку хорошо прочесть для общего знакомства с теорией.
 Людмила Петрановская «Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка», «Если с ребёнком трудно» и другие
Любили тебя без особых причинЗа то, что ты дочь,За то, что ты сын,За то, что малыш,За то, что растешь,За то, что на папу и маму похож.И эта любовь до конца твоих днейОстанется тайной опорой твоей.В. Берестов (предисловие к книге «Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка»)
Людмила Петрановская — семейный психолог, тренер, работающая с приёмными детьми и их новыми семьями, также автор книг популярной детской психологии —  сразу меня покорила, с первых страниц своих статей и книг, с первых слов вебинаров о родительско-детской привязанности, которые я слушала на разных площадках. У неё удивительно живой и богатый язык (что неудивительно, ведь по первому образованию она филолог), юмор, удивительные аналогии и даже современный сленг — её хочется читать и перечитывать, советовать всем и с нетерпением ждать новых книг. Она часто ведёт семинары в разных городах России, даёт вебинары (например, на сайте школы осознанного родительства «Большая медведица» http://bmshkola.ru/), ведёт свой блог http://ludmilapsyholog.livejournal.com и пишет, пишет, пишет (чему лично я безмерно рада).
Первыми её книгами для родителей, вскоре ставшими бестселлерами, были «Если с ребёнком трудно» и «Если с ребёнком трудно 2». Они об обычных детях, с которыми бывает сложно в процессе воспитания и о некоторых приёмах, которые могут помочь наладить взаимоотношения в семье.
Ещё более значимым трудом Петрановской можно назвать её серию «Близкие люди: психология отношений», в которой по замыслу будет четыре книги, чем она попытается охватить весь спектр этой области жизни родителей и детей и разные аспекты привязанности. В первой книге «Тайная опора.
Привязанность в жизни ребёнка» показывает год за годом, ступенька за ступенькой, как формируется здоровая правильная привязанность по мере взросления ребёнка, какие реакции он выдаёт в разное время на те или иные раздражители, что даёт человеку опыт привязанности, как отношения со своими взрослыми помогают создать стержень личности, во многом определяя всю дальнейшую жизнь. Отсюда и название: «Тайная опора».
«Понимая логику развития своих отношений с ребёнком, вы сможете сделать их лучше, а как мы увидим, именно хорошие отношения, глубокая и надежная привязанность лежат в основе и хорошего поведения, и успешного раскрытия потенциала ребенка. Не «развивающие методики», а отношения с родителями дают детям лучший старт в жизни – и мы вместе убедимся в этом, шаг за шагом следуя по детству», — пишет сама Людмила во введении.
Вторая книга (которой пока ещё нет в издании) – «Дети, раненые в душу». Она о травмах и расстройствах привязанности. В ней речь пойдёт о том, что бывает, если удар судьбы или тяжелые обстоятельства нарушили благополучный, задуманный природой маршрут. Также в ней будут разъяснения, что с детьми происходит и почему и советы, как помочь детям в такой ситуации.
«Тема эта мне очень близка, потому что я много лет работаю с приёмными родителями, родителями детей, раненных в душу. Однако от травм привязанности не застрахован никто, и самая благополучная в социальном смысле семья переживает потери, разлуки, разводы, болезни, резкие перемены и прочие обстоятельства, очень чувствительные для ребенка. Родители тоже не всегда умеют оказывать заботу: они могут ребенка не понимать или обижать, даже если любят», — анонсирует автор.
Третья – «Если с ребёнком трудно» — уже вышла в свет и посвящена всем тем ситуациям, когда родители не знают, как быть, что делать, когда контакт с ребёнком потерян, когда взрослые запутались в собственных воспитательных установках и методах.
Книга также описывает всю теорию привязанности и действия детей сообразно с ней, но кратко, без теоретических рассуждений и чаще даёт сиюминутные ответы на насущные вопросы, некие приёмы, чтобы справиться со сложившейся ситуацией. Чаще всего, этого родителям может хватить с лихвой.
Про заключительную часть серии Петрановская пишет: «четвёртая книжка – она будет дополнительна и параллельна к третей, и называться, соответственно, «Если быть родителем трудно». К ней я пока даже не приступала, но очень хочу, потому что после многих лет работы с родителями я хорошо знаю, как им бывает тяжело. Как накрывают собственные травмы привязанности, как сложно бывает выдерживать прессинг общества и собственной семьи, защищая своего ребёнка и его право расти в привязанности, какие героические, беспримерные усилия по изменению себя родители совершают ради детей. Чем больше я работаю, тем больше люблю и уважаю родителей, таких разных, и таких самоотверженных в своей любви к детям. И очень хотелось бы написать книжку только для них, про то, как можно стать для своих детей лучшим родителем, чем были твои собственные».
«Правило первое. Сам по себе ты не жилец. Если будет взрослый, который будет считать тебя своим, который станет о тебе заботиться, кормить, согревать и защищать тебя – будешь жить, расти и развиваться. Не найдется такого – значит, в этой жизни для тебя места нет, прости, попытка не удалась.
Потребность ребенка в заботе взрослого – потребность жизненно важная, витальная. Это не про «хорошо бы», не про «без мамы одиноко и грустно», это – про жизнь или смерть.
Это первое и очень важное свойство привязанности, которое многое объясняет в поведении детей», — главный постулат привязанности от Людмилы Петрановской.
Очень люблю и советую всем-всем, даже если вы не очень увлечены теорией привязанности. Просто о детях, таких, какие они были, есть и всегда будут, как они растут и что всех нас, родителей, ожидает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий